Симптомы утечки отработавших газов могут включать одно или несколько из следующих:
- Богатая топливная смесь
- Плохая экономия топлива
- Грохот, шипение или тикающие звуки
- Плохое ускорение
- Неисправность системы EGR
- Шумный выхлоп
- Сильный запах в кабине
- Дым под капотом
- Код неисправности P0420 или P0430 (эффективность каталитической системы ниже порогового значения)
- Выпускной коллектор собирает высокотемпературные продукты сгорания и направляет их через выхлопную трубу, каталитический нейтрализатор, глушитель и выхлопную трубу в задней части автомобиля.
Утечка может возникнуть в любом месте выхлопной системы. Треснувший коллектор, прогоревшая прокладка коллектора (используется на некоторых двигателях), плохое соединение труб или ржавая труба — все это может привести к выходу выхлопных газов и появлению громких звуков.
Следующие разделы помогут вам найти возможную утечку выхлопных газов. Во время диагностики неплохо иметь при себе руководство по ремонту автомобиля данной марки и модели.
Если у вас еще нет такого руководства, вы можете найти относительно недорогую копию на Amazon. Руководства Haynes содержат фотографии, изображения и пошаговые процедуры для устранения многих неисправностей, замены деталей и технического обслуживания. Так что вы сможете окупить свои небольшие инвестиции в кратчайшие сроки.
И, если вам интересно, на следующем видео вы можете услышать «шипящий» звук утечки выхлопных газов.
1. Что может вызвать утечку выхлопных газов?
Существует ряд причин, по которым выхлопная система может начать течь. К наиболее распространенным относятся:
- Ржавчина, вызванная водой (побочный продукт процесса сгорания), дорожной солью или снегом.
- Тепловой стресс из-за постоянного цикла нагрева и охлаждения.
- Дорожные повреждения.
2. Проверка выхлопной системы
Прежде чем приступать к устранению неисправностей в выхлопной системе автомобиля, постарайтесь, если это возможно, выяснить, в какой области системы находится потенциальная утечка.
Это может показаться очевидным, но вы можете сэкономить массу времени, просто приняв к сведению некоторые из имеющихся доказательств.
С чего начать поиск:
1. Тиканье, шипение или громкий шум под капотом прекращаются после прогрева двигателя?
Начните диагностику с выпускного коллектора, включая область прокладки.
2. Чувствуете ли вы запах выхлопных газов в салоне при каждой поездке?
Возможно, вы имеете дело с негерметичным коллектором, утечкой в выпускной трубе между коллектором, каталитическим нейтрализатором или одним из соединений.
3. При каждом запуске двигателя из-под автомобиля доносится громкий ритмичный шум?
Проверьте, нет ли утечек в выхлопных трубах и соединениях.
4. Видите ли вы дым, выходящий из-под автомобиля при запуске двигателя?
Запустите двигатель и загляните под автомобиль, чтобы увидеть, откуда, по-видимому, идет дым.
5. Не слишком ли шумно работает выхлопная система?
Ищите отверстия, ржавчину или черную копоть в выпускной трубе, прокладке, каталитическом нейтрализаторе или глушителе. Однако при осмотре глушителя вы можете обнаружить небольшое отверстие в задней части глушителя. Это отверстие для слива воды, чтобы предотвратить образование ржавчины. Так что не беспокойтесь об этом.
Простой метод поиска утечки выхлопных газов:
Популярный метод поиска утечек выхлопных газов заключается в подключении пылесоса к выхлопной трубе вашего автомобиля. Из пылесоса должен выходить воздух.
Когда двигатель остынет, подсоедините пылесос к выхлопной трубе автомобиля, включите пылесос и начните разбрызгивать мыльную воду вокруг выхлопного коллектора, выхлопной трубы, каталитического нейтрализатора, глушителя и прокладок.
Вокруг места утечки будут образовываться пузырьки.
Обнаружив утечку, решите, можете ли вы или хотите устранить ее самостоятельно. Существует несколько способов устранения утечек выхлопных газов.
При быстром поиске в Интернете можно найти несколько видеороликов и статей о том, как устранить утечки выхлопных газов.
Только имейте в виду, что использование продуктов послепродажного обслуживания для лечения трещин в коллекторе или сломанных труб, расположенных слишком близко к каталитическому нейтрализатору или глушителю, может оказаться не слишком эффективным из-за теплового расширения. В некоторых случаях лучшим вариантом будет заварить трещину или заменить каталитический нейтрализатор или глушитель.
3. Снятие выпускного коллектора
Вы обнаружили негерметичность выпускного коллектора или прокладки. Иногда ремонт выпускного коллектора можно выполнить на месте. Например, если поврежденный участок доступен, вы можете заварить трещину, не снимая коллектор; в других случаях может потребоваться снять коллектор для дальнейшего осмотра, ремонта или замены прогоревшей прокладки.
Эти шаги помогут вам снять выпускной коллектор:
- Прежде чем откручивать крепежные болты или гайки, нанесите на крепежные детали качественное проникающее масло, например Aero Kroil. Kroil — это хороший продукт коммерческого класса. Оно отлично справляется с трудновыводимыми ржавыми болтами.
- Каждый раз оставляйте масло на несколько часов для проникновения. Следуйте инструкциям, прилагаемым к продукту. Это поможет вам снять и не повредить выхлопные болты.
- Убедитесь, что двигатель холодный, и отсоедините аккумулятор.
- Установите коробку передач в положение Park (автоматическая) или Neutral (ручная).
- Включите аварийные тормоза.
- Для доступа к крепежным болтам под коллектором может потребоваться приподнять переднюю часть автомобиля. Надежно поддерживайте автомобиль на подпорках.
- При ослаблении крепежа проверьте, не ослаблены ли или не сломаны ли болты, гайки или шпильки. Это может указывать на источник утечки.
- Постепенно ослабляйте крепежные болты и гайки, начиная с центра коллектора и продвигаясь наружу, чередуя болты с левой и правой стороны. Делайте это в три или более этапов, ослабляя все болты понемногу один раз, затем второй и так далее, пока не снимите все крепежные элементы.
- После снятия всех крепежных элементов вам может потребоваться наклонить коллектор вверх и вниз, чтобы освободить его от головки блока цилиндров. Не используйте отвертку или аналогичный выколоточный инструмент для отсоединения коллектора. Это может привести к повреждению сопрягаемых поверхностей и дорогостоящему ремонту.
Если вы не уверены в необходимости снятия коллектора для ремонта, проконсультируйтесь в автосервисе. Вы сможете сэкономить время и деньги.
Нередко ломаются болты, гайки или шпильки крепления выхлопной системы. Если необходимо, найдите комплект для ремонта крепления выхлопной системы, который поможет вам удалить сломанные или поврежденные крепежные элементы.
Осмотрите выпускной коллектор
После снятия коллектора внимательно осмотрите его корпус на предмет трещин и повреждений.
- Поищите налет или коррозию на сопрягаемых поверхностях головки блока цилиндров и коллектора. Корродированные или покрытые углеродом участки могут указывать на место утечки.
- Если коллектор поставляется с прокладкой, ищите места, покрытые сажей, которые могут указывать на утечку.
- Независимо от того, была ли старая прокладка причиной утечки или нет, при повторной установке выпускного коллектора установите новую прокладку. Следуйте инструкциям в руководстве по ремонту вашего автомобиля.
- Если вы планируете повторно установить тот же выпускной коллектор, сначала отнесите его в механическую мастерскую. После снятия коллектор может даже немного деформироваться из-за тепловых нагрузок, которым он подвергается в течение всего срока службы.
- Если в коммутаторе есть отверстия под шпильки, убедитесь, что вы полностью удалили скопления внутри. Отверстия под дюбели позволяют коллектору расширяться во время работы, в противном случае он может треснуть.
Переустановка выпускного коллектора
Следующие рекомендации помогут вам переустановить выпускной коллектор.
- Установите крепежные детали вручную. Последовательность и порядок затяжки см. в руководстве по ремонту.
- Затягивайте болты и гайки постепенно, в три или более этапов, начиная с центра и двигаясь наружу, чередуя левые и правые болты.
- Наконец, затяните болты в соответствии со спецификацией. В руководстве по ремонту вашего автомобиля указан правильный момент затяжки для вашего выпускного коллектора, но вы также можете найти его в Интернете.
Соблюдение правильной последовательности установки предотвратит повреждение крепежа, прокладки и выпускного коллектора.
4. Замена прокладки выпускного коллектора
Если вам необходимо заменить прокладку выпускного коллектора, следуйте рекомендациям, приведенным в предыдущем разделе Снятие выпускного коллектора. Затем выполните следующие действия.
- С помощью пластикового скребка удалите следы старого прокладочного материала с сопрягаемых поверхностей выпускного коллектора и головки блока цилиндров.
- Смочите тряпку в растворителе лака или ацетоне и очистите соприкасающиеся поверхности.
- Перед установкой новой прокладки проверьте выпускной коллектор на отсутствие деформации. Некоторые коллекторы могут деформироваться после снятия.
- Следуйте инструкциям производителя по установке новой прокладки.
- Убедитесь, что обе контактные поверхности идеально чистые, чтобы избежать утечек в будущем.
5. Диагностика утечки из выхлопной трубы или прокладки
Визуально осмотрите трубы и компоненты выхлопной системы.
- Установите коробку передач в положение Park (автоматическая) или Neutral (ручная).
- При необходимости поднимите переднюю или заднюю часть автомобиля и надежно обоприте ее на подпорки.
- Заблокируйте передние и задние колеса.
- Наденьте защитные очки и перчатки и, держа в руках фонарь, залезьте под автомобиль.
- Осмотрите выхлопные трубы и соединения, начиная с коллектора и продвигаясь вниз к глушителю и выхлопной трубе.
- Обратите особое внимание на ржавые или черные пятна копоти. Вам может понадобиться телескопическое зеркало, чтобы проверить труднодоступные места.
- При необходимости попросите помощника запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу.
- Затем попросите помощника закрыть отверстие выхлопной трубы тканью. Это поможет вытеснить выхлопные газы через труднодоступные места утечки в трубах и соединениях. Также обратите особое внимание на любые громкие звуки, исходящие из трубы или соединения.
- При необходимости попросите помощника нажать на педаль акселератора, чтобы увеличить давление выхлопных газов в системе, пока вы проверяете трубы и соединения на наличие утечек.
- Обратите особое внимание на соединения, где выхлопная труба соединяется с коллектором, каталитическим нейтрализатором и глушителем, в зависимости от конкретной модели. В этих точках «пончиковые» соединения — кандидаты на утечку из-за вибраций, которые приводят к ослаблению или поломке болтов. Обычно негерметичные соединения можно отремонтировать, заменив прокладку или болты.
В следующем видеоролике показано, как обычный отсутствующий болт приводил к громкому шуму в выхлопной трубе.
Негерметичная прокладка выхлопной трубы
6. Предотвратите дорогостоящий ремонт выхлопной системы
Негерметичная выхлопная система может быть опасна не только для вашего автомобиля, но и для вас самих и всех, кто едет с вами. Высокотоксичные выхлопные газы могут просачиваться в салон.
Проведите диагностику выхлопной системы, как только заподозрите неладное, и выполните необходимый ремонт.
Иногда обнаружить источник утечки бывает непросто. В автосервисах для диагностики утечек в выхлопной системе используют сжатый воздух и дымовые аппараты.
Однако автотехники также часто прибегают к визуальному осмотру, как и в домашних условиях. Действительно, во многих случаях утечки можно обнаружить, просто осмотрев коллектор, прокладки и трубы, если знать, как и что искать.
Шаги, описанные в этой статье, помогут вам обнаружить даже труднодоступные утечки выхлопных газов.

Эта тема закрыта для публикации ответов.