Диагностика распространенных шумов в двигателе

Алан-э-Дейл       02.07.2025 г.

В этой серии Джеймс Данст, постоянный мастер-механик, рассказывает о наиболее распространенных механических проблемах, с которыми он сталкивается. Он рассказывает о причинах, о том, что можно сделать (если вообще можно) для их устранения, а также о других вопросах, которые механик может задать, пытаясь правильно диагностировать решение такой проблемы. В этой публикации Джеймс отвечает на вопросы о распространенных шумах в двигателе.

Распространенная проблема: шумы в двигателе

шумы двигателя

Когда откуда-то из-под капота начинает доноситься незнакомый шум, люди пугаются. Они могут не знать достаточно о сложных системах двигателя, чтобы понять, стоит ли беспокоиться по этому поводу или нет. Давайте рассмотрим некоторые из областей, которые механики считают наиболее распространенными местами возникновения шума в двигателе

Шум привода клапанов (клапанов)

Гидравлические подъемники и лифтеры издают стук, который обычно уменьшается при увеличении числа оборотов двигателя. Съемник — это то, что открывает и закрывает впускные и выпускные клапаны. Эти звуки могут быть вызваны износом или заеданием гидравлических подъемников. Заедание подъемников в большинстве случаев вызвано скоплением лака на подъемных поверхностях. Они также могут быть вызваны низким давлением масла (что может привести к разрушению гидравлического рычага).

Проблемы с подъемом можно неоднократно решить, добавив в масло моющую присадку. Если это не устраняет шум, изношенные подъемники, которые продолжают шуметь, необходимо заменить. Это нелегкая и не дешевая работа, и ее должен выполнять специалист по ремонту автомобилей.

Шум цепи времени

Многие современные двигатели оснащены верхним распределительным валом и более длинными цепями ГРМ. Цепь ГРМ соединяет коленчатый и распределительный валы, чтобы клапаны открывались в нужное время. Провисание этих цепей обычно поддерживается гидравлическими натяжителями. Цепи катятся по нейлоновой направляющей (направляющей цепи), которая со временем начинает изнашиваться.

В тот момент, когда направляющие цепи изнашиваются настолько, что гидравлический натяжитель не в состоянии поглотить слабину, цепь ГРМ начинает вибрировать. Этот шум вызван тем, что цепь ГРМ становится настолько свободной, что она бьется взад-вперед о направляющие и в конечном итоге о крышку ГРМ.

Если давление масла соответствует норме, следует заменить гидравлический натяжитель и направляющие цепи. Стетоскоп механика — отличный инструмент для определения этого шума. Если шум становится наиболее громким, когда вы прикасаетесь к крышке ГРМ со снятым стетоскопом, проблему следует подтвердить и устранить. Это полусерьезная работа для большинства этих двигателей, и ее стоимость обычно составляет четыре цифры.

Детонация, шум предварительного зажигания (пинг)

Обычно вы слышите этот шум, когда автомобиль ускоряется. Большинство людей называют его пингом или шумовым сигналом. Этот шум возникает из-за того, что топливно-воздушная смесь в цилиндре двигателя преждевременно воспламеняется под действием тепла сжатия, когда поршень совершает такт сжатия. Если воспламенение происходит до того, как поршень достигнет верхней точки своего хода, это называется предварительным зажиганием или предварительной детонацией, которая может повредить поршни, клапаны и шатуны. Они повреждаются, потому что топливо, которое воспламеняется слишком рано, создает волны давления от взрыва топлива в цилиндре, ударяющие по цилиндру по мере его движения. Именно поэтому вы слышите звуки «пинг» и «хлоп».

Некоторые из причин этого состояния — несоответствующее октановое число топлива, перегрев двигателя, плохое зажигание, неправильная работа клапана EGR, проблемы с компьютером или датчиком стука. Все эти условия могут привести к тому, что топливная смесь в цилиндрах воспламеняется раньше положенного. В результате в цилиндре образуется несколько фронтов пламени, которые борются между собой и вызывают пинг, шум и хлопанье. Обратитесь к руководству пользователя, чтобы убедиться, что вы используете правильное количество топлива. Или же вы можете на некоторое время перейти на более высокий сорт топлива и посмотреть, исчезнет ли шум. Если он не исчезнет, обратите внимание на другие возможные причины.

Шум соединительной шины

Шум шатуна возникает из-за чрезмерного люфта между коленчатым валом и опорной поверхностью шатуна. Это происходит при низком давлении масла, что приводит к прямому перекатыванию смазки, повреждая поверхности подшипников и коленчатого вала. Причиной также может быть некачественное техническое обслуживание, например, отсутствие регулярной замены масла. Масло становится грязным, а песок может изнашивать поверхность подшипников. Шум, который вы слышите, — это стук в нижней части двигателя. Обычно он слышен, когда вы держите педаль газа на постоянной скорости. Если звук похож на одиночный стук, вы (или ваш механик) можете изолировать цилиндр, отключив искру или топливную форсунку для каждого цилиндра по очереди. Если шум исчезнет или станет намного тише, значит, вы нашли проблему. Подобные проблемы требуют немедленного решения, поскольку дальнейшая работа двигателя в таком состоянии приводит к повреждению коленчатого вала и требует капитального ремонта двигателя. Как правило, как только вы услышите шум, велика вероятность того, что вам потребуется капитальный ремонт двигателя в четырехзначном диапазоне цен.

Шум при качении коленчатого вала

Шум подшипников коленчатого вала также вызван низким давлением масла, которое повреждает поверхности подшипников и в конечном итоге может повредить сам коленчатый вал. Этот тип шума обычно описывается как гул или глубокий шум в двигателе при разгоне. Если вы услышали этот звук, крайне важно не запускать двигатель до тех пор, пока не будет снят масляный поддон и проверены подшипники коленчатого вала. Во многих случаях двигатель можно спасти, если коленчатый вал не поврежден. Механик устранит проблему, заменив подшипники и решив проблему давления масла. Вкладыши подшипников — это то, внутри чего вращается коленчатый вал. Если вы продолжите эксплуатировать двигатель в таком состоянии, это непременно приведет к его серьезной поломке. Кроме того, велика вероятность того, что, когда вы услышите шум, будет уже слишком поздно его устранять, не снимая двигатель. Это может быть дорогостоящим ремонтом в четырехзначном диапазоне.

Шлепок поршня

Этот шум возникает из-за чрезмерного зазора между юбкой поршня и стенкой цилиндра и обычно встречается на автомобилях с большим пробегом. Обычно причиной этой проблемы являются трещины в нижней части юбки поршня. Юбка поршня — это нижняя часть поршня, на которой со временем появляются трещины из-за усталости металла. Шум похож на приглушенный звон или глубокий полый звук в двигателе и наиболее заметен, когда двигатель холодный. Если шум исчезает при прогреве двигателя, то ничего делать не нужно. Зазор уменьшается за счет расширения юбки поршня при достижении двигателем температуры, и во многих случаях шум полностью исчезает. Если шум уменьшается при повышении температуры двигателя, но не исчезает, наиболее вероятным решением будет замена самого поршня. На самом деле вы ничего не можете сделать, чтобы избежать этой проблемы, и, к счастью, она не требует такого серьезного ремонта, как некоторые из вышеперечисленных.

Шум поршневого пальца

Шум поршневого пальца похож на шум привода клапанов. Шум уникален тем, что вы слышите двойной стук, вызванный недостатком масла и чрезмерным люфтом между поршнем и шатуном. Поршневой палец крепит шатун к поршню. Он смазывается маслом, которое распыляется на палец через отверстие в шатуне противоположного цилиндра.

Это состояние можно устранить только заменой втулок поршневого пальца, возможно, даже самого поршня, а также решением проблемы давления масла или смазки. Подобные проблемы обычно являются результатом износа шатунов и подшипников коленчатого вала, снижающих давление масла. Если у вас есть такая проблема, она приведет к серьезным работам по ремонту двигателя, стоимость которых оценивается в четырехзначную сумму.

Ноющий шум

Ноющий шум при работе двигателя обычно свидетельствует о том, что подшипник вот-вот выйдет из строя. Этот шум усиливается при увеличении числа оборотов двигателя.

Однако помните, что в двигателе есть несколько мест, где используются подшипники. Например, под капотом есть несколько компонентов, которые могут создавать подобный звук. Водяной насос, подшипник муфты кондиционера (который будет слышен только тогда, когда компрессор не включен), шкивы ремня вентилятора или натяжителя ремня, генератор и насос гидроусилителя руля — все это возможные источники ноющих звуков, указывающих на будущую неисправность подшипников.

Обледенение насоса гидроусилителя руля будет усиливаться при повороте рулевого колеса из стороны в сторону, и обычной причиной этого является низкий уровень жидкости гидроусилителя руля. Лучший способ диагностики других шумов подшипников — механический стетоскоп. Неспособность отремонтировать любой из компонентов, вызывающих шум, может привести к поломке автомобиля. Но не только это, но и другие компоненты двигателя могут быть повреждены, когда детали с подшипниками выходят из строя. Поэтому разумнее всего проверять подобные проблемы. Потратьте немного сейчас, чтобы сэкономить много позже.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

[yarpp]